Главная    Фотоальбом    Гостевая книга
поиск по сайту
Возрастные Кризисы
ВОЗРАСТНЫЕ КРИЗИСЫ
Собственный опыт дорог, чужой - бесценен...
                                            КРИЗИСЫ ВОЗРАСТНОГО РАЗВИТИЯ
Давайте разберемся, что вкладывают в эти слова специалисты по психике и сколько этих кризисов может быть в жизни одного человека. Словосочетание «возрастной кризис» психологи используют, чтобы объяснять причины проблем, возникающих, как правило, в определенный период жизни. Помните из школьного курса истории описание революционной ситуации? «Низы» не могут, а «верхи» не хотят. Не могут больше жить по-старому и не хотят жить по-новому. У человека такие «революционные ситуации» возникают в жизни неоднократно. Только звучит вторая часть этого противоречия чуть иначе: не столько не хочу, сколько не умею, не знаю, как жить по-новому.
Родился ребенок. По-старому, то есть, внутриутробно он жить, естественно, уже не может. И начинает учиться совершенно новым для себя вещам. И это называют
кризисом новорожденного.
Пошел ребенок в детский сад. Ему надо осваивать сложную науку взаимоотношений в детском коллективе. Прежних навыков общения (с бабушкой или с мамой) не достаточно. И он проходит через свой очередной кризис.
Школа предъявляет новые требования, и ребенок переживает
кризис семи лет.

Таким образом,  «кризис» обозначают переход от старого, привычного к новому,  непривычному, от одного этапа жизни к новому этапу.
С мобилизацией ресурсов, как правило, с чувством тревоги (неизвестное тревожит), с необходимостью осваивать какие-то новые навыки, приобретать новые привычки.
И получается, что кризисов может быть столько, сколько серьезных перемен в жизни переживает человек.
Создание своей семьи - это освоение новой территории взаимоотношений и новой социальной роли, супружеской роли. Конечно же, это очередной кризис.
Рождение ребенка в семье -
это необходимость вновь пересматривать взаимоотношения, взаимную ответственность и учиться быть родителями. И это серьезный кризис.
Появление внуков -
и мы осваиваем роли бабушек и дедушек, проходя через очередной кризис.

Возрастные кризисы длятся недолго, несколько месяцев, при неблагоприятном стечении обстоятельств растягиваясь до года или даже двух лет, характеризующиеся резкими психическими изменениями. Развитие может принять в это время катастрофический характер. Кризис начинается и завершается незаметно, его границы размыты, неотчетливы.
Для окружающих ребенка людей оно связано с изменением поведения, появлением «трудновоспитуемости». Ребенок выходит из-под контроля взрослых. Аффективные вспышки, капризы, конфликты с близкими.
У школьников падает работоспособность, ослабляется интерес к занятиям, снижается успеваемость, иногда возникают мучительные переживания, внутренние конфликты
.

Кризисы относятся к нормативным процессам, необходимым для нормального поступательного хода личностного развития (Эриксон).

Более того, по некоторым представлениям в возрастной психологии, ребенок, не переживший по-настоящему кризис, не будет полноценно развиваться дальше.
Форма и длительность этих периодов, а также острота протекания зависят от индивидуальных особенностей, социальных и макросоциальных условий. На разных этапах изменения в детской психике могут происходить медленно и постепенно, а могут - быстро и резко. Выделяются стабильные и кризисные стадии развития, их чередование - закон детского развития.
  Для стабильного периода характерно плавное течение процесса развития, без резких сдвигов и перемен в личности ребёнка. По продолжительности долгие.  
Незначительные, минимальные изменения накапливаются и в конце периода дают качественный скачок в развитии: появляются возрастные новообразования, устойчивые, фиксирующиеся в структуре Личности.    
В кризисе развитие приобретает негативный характер: распадается, исчезает то, что образовалось на предыдущей стадии. Но создается и что-то новое. Новообразования оказываются неустойчивыми и в следующем стабильном периоде трансформируются, поглощаются другими новообразованиями, растворяются в них, и, таким образом, отмирают (Л.С. Выготский) .
                                         
                                                 
Различают шесть периодов детского возраста.
1. Период внутриутробного развития. Период от момента зачатия до момента рождения равен в среднем 280 дням, или 38-42 неделям. В это время происходит чрезвычайно бурный рост плода. Главной задачей является предупреждение воздействия на плод всех неблагоприятных факторов.
2. Период новорожденности. Период от момента перевязки пуповины до 28 дней жизни, или в среднем 4 нед, - самый критический период детского возраста.
3. Период грудного возраста - с 29 дня жизни до одного года. В этот период происходит интенсивнейшее физическое, нервно-психическое, моторное, интеллектуальное развитие ребенка.
4. Период предшкольный (от 1 года до 3 лет) и дошкольный (с 3 до 7 лет). Этот период характеризуется двигательной активностью ребенка, происходит познание мира, развития эмоциональности, идет основных черт характера и поведения.
5. Период младшего школьного возраста - с 7 до 12 лет. В этот период резко изменяется образ жизни ребенка в связи с поступлением в школу.
6. Период старшего школьного возраста - с 12 до 17-18 лет. Период характеризуется резким изменением функции эндокринных желез (период полового созревания), стремление к самоутверждению.
* Возрастные Кризисы *
Rambler's Top100
Copyright © sinnet.2009
www.sinnet.ru