поиск по сайту
Возрастные Кризисы
КРИЗИС ПЕРВОГО ГОДА
Кризис у всех детей начинается примерно одинаково: меняется поведение своего любимого ребёнка
[Встроенная картинка не переводится]Процесс личностного развития младенца, начавшийся в первые месяцы жизни, продолжается во втором полугодии. Овладение предметно-манипулятивной деятельностью обогащает малыша опытом самостоятельных действий и влияет на становление личности. То, насколько успешен ребенок в своих действиях, отражается на его самоощущении, на представлении о себе. Например:  что чувствует младенец, когда он сумел дотянуться, скажем, до игрушки?  Очевидно, ребенок почувствует себя более уверенным, способным что-то совершить, и это поможет ему быть настойчивее при последующих затруднениях. Такие малыши уже сами пытаются достичь своей цели, т.к. они  более настойчивы.

А если у младенца не получается исполнить своё желание и неудачи повторяются, то он будет ощущать себя неумелым, неуверенным. Такие малыши  при затруднениях сразу обращаются за помощью к взрослым.
В конце 1-го года окончательно формируется первое личностное образование, и впервые родители сталкиваются со сложностью в воспитании малыша. Ребёнок стал упрямым и вредным, сердится, дерётся, а был таким послушным, ласковым. Или ребёнок проявляет повышенную обидчивость, чуть что - сразу обиженная гримаса, отворачивается и плачет. Наиболее распространенный случай: "Ему говоришь "нельзя", а он смотрит и ждет, что ты скажешь". Все эти примеры свидетельствуют о том, что малыш переживает себя как самостоятельного субъекта, который имеет представления о себе и своих желаниях и что с ним уже нельзя не считаться.
 
Упрямство и негативизм - это естественные признаки утверждающейся личности. Однако отрицательные проявления вовсе не обязательны. Этот период в жизни ребенка называется "кризисом". Отличительная черта его - возникновение на сравнительно небольшом отрезке времени новых умений, черт характера, особенностей поведения. Внешние проявления кризиса связаны с тем, как взрослые реагируют на новое в поведении ребенка, забегают ли они вперед, требуя от малыша большего, чем он может, или, напротив, "отстают" от него, недооценивая новые возможности младенца, по-старому относясь к нему. И в том и в другом случае отношение взрослых провоцирует негативизм ребенка. Если же родители относятся к нему в соответствии с его возможностями, как правило, конфликтов не бывает. Вместе с тем следует помнить и о том, что ребенок может быть повышенно капризным в силу индивидуальных особенностей. Тем более важен правильный подход к такому малышу.

Его негативное поведение сигнализирует о том, что взрослым пора изменить свое отношение к нему.

Если родители недостаточно общаются с ребенком, мало играют с ним, не предоставляют ему возможности утвердиться в совместных играх и делах, то ареной демонстрации личностных проявлений малыша становятся режимные моменты. Например, младенец начинает отказываться есть то, что ему предлагают, часто выхватывает ложку из маминых рук и пытается, есть сам, расплескивая суп и размазывая кашу постолу. Если не возникает проблем с кормлением, то они проявляются при укладывании спать. Ребенок вскакивает в кроватке, и, прежде чем он уснет, приходится вновь и вновь укладывать его в постель. Некоторые мамы жалуются на трудности в одевании малыша. Сборы на прогулку иногда превращаются в мучительное противоборство с ребенком. Аффективные вспышки у ребенка обычно возникают, когда взрослые не понимают его желаний, его слов, его жестов и мимики, или понимают, но не выполняют то, что он хочет.          Ребенок начинает самостоятельно ходить по дому, возрастает круг запрещенных и опасных для него предметов. Не все желания ребенка выполнимы потому, что его действия могут причинить вред ему или окружающим.

Такая возросшая самостоятельность малыша доставляет множество хлопот родителям. Они часто стараются пресечь всякое непослушание, добиваясь беспрекословного подчинения. Если им это удается, то появляются "беспричинные капризы". Родители часто не могут понять, что малыш не способен утвердить себя как личность по-другому, чем противопоставляя себя взрослому, причем именно близкому взрослому.
Посторонним людям дети редко демонстрируют упрямство и непослушание. Если родители вовремя не замечают возросшую самостоятельность ребенка и его желание делать собственный выбор, с уважением относится к его личности, то малышу ничего не остается, кроме того, как заявить о ней "капризами".
Если родители вовремя не замечают возросшую самостоятельность ребенка и его желание делать собственный выбор, с уважением относится к его личности, то малышу ничего не остается, кроме того, как заявить о ней "капризами".

[Встроенная картинка не переводится]Большей свободы в действиях в допустимых пределах, терпение и выдержка близких взрослых смягчают кризис, помогают ребенку избавиться от острых эмоциональных реакций.
    Тогда  ваш малыш успешно овладеет сложными движениями, действиями с предметами, пониманием речи,  формами общения, преуспеет в интеллектуальном развитии, но и продвинется по пути личностного развития.
  Желали того вы  или нет, но вы внесли свой вклад в формирование личности малыша, и то, каким он будет в дальнейшем, в значительной мере зависит от взаимоотношений, сложившихся у взрослых с ребенком на первом году жизни.
                                                                                    
Источник: Энциклопедия "Мы ждем ребенка"
* Кризис Первого Года *
Rambler's Top100
Copyright © sinnet.2009
www.sinnet.ru