поиск по сайту
ВНУТРИЛИЧНОСТНЫЙ КОНФЛИКТ И ПОДРОСТОК
                                                __1__
   [Встроенная картинка не переводится]                  Управление конфликтом - это не уступка и слабость…
                                                                                           Управление конфликтом - это МУДРОСТЬ…
Ребёнок, переживающий очередной возрастной кризис в большей мере подвержен конфликтам, особенно это  свойственно подростку. Р. Бенедикт основную причину кризисности подросткового возраста видела в различиях норм поведения для взрослых и детей. Согласно ее точке зрения, причина конфликтов в подростковом возрасте - неразвитость детских форм поведения.

Споры с самим собой, познание себя, самоутверждение и самореализация приводит к конфликтам внутри себя. Внутренний конфликт всегда, так или иначе, связан с внешними обстоятельствами. Возникнув под их воздействием, он сказывается в поведении человека, в его поступках. Окружающие замечают эмоциональное неблагополучие, которое обычно сопутствует внутреннему конфликту, пока он не разрешился.
Конфликт может возникнуть при низкой удовлетворённости жизнью, друзьями, учебой, отношениями со сверстниками, малой уверенностью в себе и близких людях, а также связи со стрессом.
Лишение ребенка того участия старшего, которое ему необходимо для нормального психического развития, - это тоже конфликт, первоначальный. Он порождает хронический дискомфорт или неустойчивость настроения, повышенную ранимость ребенка, снижает уровень его психической выносливости и задерживает при взрослении уровень самозащиты. Создается порочная цепь конфликтной готовности.
Подростки особенно часто переживают состояние внутреннего конфликта.
Какие же тенденции и отношения столкнулись между собой? Бесполезно и даже вредно требовать от подростка, чтобы он объяснил, что с ним происходит.   Обычно подростки и даже - увы - многие взрослые с большим трудом и не полностью могут объяснить, что с ними происходит?  Происходит накопление эмоционального неблагополучия и создается основа конфликтной готовности. От него требуют невозможное, т. е. то, чего ему никто не дал и не помог обрести. Он почти всегда (не по своей воле) находится в ситуациях, исключающих формирование корректных, благоприятных способов общения.
   
Это всегда можно заметить по изменениям в их поведении. Сам факт его самозащиты вызывают дискомфорт и раздражение у старших. Виновным, разумеется, считают младшего - "трудный". Не понимая, что происходит с подростком, старшие нередко выражают свою обеспокоенность в бестактных вопросах, в колкостях, в ироничных едких замечаниях. От него требуют, чтобы он стал удобным, чтобы
"хорошо вел себя". Требуют терпения, выдержки, любви, уважения. При этом  из года в год льют упреки, обвинения, оскорбления, раздражение нетерпение, гнев.. (с самыми добрыми намерениями). Все проявления детского нервно-психического неблагополучия  вызывают у старших стремление к "усиленному воздействию". А ведь от этого зависит, как разрешится внутренний конфликт, в какую сторону!

Такой конфликт для подростка является сверхсильным, непереносимым раздражителем, и он защищается, как может.
"Хочу" (или "надо") и "не могу" - классический вариант внутриличностного конфликта.
Неразрешенный, затяжной внутриличностный конфликт создает значительное внутреннее напряжение, подавляет (хотя и не исключает) способность к самостоятельному рациональному решению.
Подростки могут занимать самое разное положение среди сверстников: от очень хорошего  «до крайне неблагоприятного», «отверженного». Основными переживаниями подростков, связанными с общением со сверстниками, являются тревога,  зависимость, подражание и конфликт. Достаточно выраженным является внутриличностный конфликт, также переживание беззащитности, в то время как защищенность в группе сверстников они чувствуют реже, чем эмоционально благополучные школьники. Все это, на наш взгляд, дает основания считать, что нестолько особенности общения влияют на возникновение и закрепление тревожности, сколько, напротив, тревожность определяет конфликтное поведение  такого общения. Таким образом, переживания таких подростков, связанные с отношениями со сверстниками, во многом сходны с переживаниями, вызываемыми общением с родителями. И там и здесь доминируют чувства незащищенности, зависимости.

      Подростку может помочь наше дружелюбное внимание в сдержанных проявлениях. Нужно, чтобы он видел, что ему готовы помочь, что его самооценке ничто не угрожает в общении со старшим.    Если с подросткового возраста не приобретается опыт благоприятного разрешения внутренних конфликтов, то переживать их в дальнейшем человеку будет тяжело.

                                     
Благоприятное разрешение внутриличностного конфликта

"Благоприятное"-
значит с сохранением положительной самооценки, но ценою преодоления детских, незрелых способов самозащиты. Для становления личности ее внутренние конфликты даже полезны, если они своевременно и благоприятно разрешаются. Самостоятельное разрешение своего собственного внутреннего конфликта доступно не каждому взрослому, тем более оно малодоступно подросткам.

  
Для благоприятного разрешения конфликта необходимо следующее:
1. человеку нужно осознать, какие из его тенденций вступили в противоречие. Нужно  
     помочь ему увидеть это;
2. для него должно быть убедительно, что именно вот эта тенденция (или обе)  
    нуждаются в коррекции, чтобы он сам (при тактичной помощи извне) пришел к 
    этому выводу;
3. обязательно необходимо вернуть человеку эмоциональное благополучие;
4. для этого необходимо восстановить пошатнувшуюся самооценку и утвердить ее, 
    но  уже на иной основе;
5. самооценку следует сделать более "взрослой", более рациональной;
6. спасая самооценку, следует избежать внешнего, межличностного конфликта или  
    разрешить его, если он уже назрел;
7. уровень притязаний нужно не снижать, а качественно изменять, приводить в  
    соответствие с возможностями индивидуума. Это требует развития его    
    самопонимания.

                                          [Встроенная картинка не переводится]
                                                     
                                                             Любите друг друга.
      Не стесняйтесь говорить об этом, научитесь выражать  свою любовь словами.

 
                                                                                         1   2                                            
* Внутриличностный конфликт и подросток *
Rambler's Top100
Copyright © sinnet.2009
www.sinnet.ru