поиск по сайту
МЕЖЛИЧНОСТНЫЙ КОНФЛИКТ И ПОДРОСТОК
                                                __1__
  [Встроенная картинка не переводится]   
                                             Если желаешь человеку добра - не будет ни гнева, ни зависти, ни ревности...

   Межличностный конфликт подростков - это когда подростки с различными взглядами, чертами характера совсем не могут ладить друг с другом, в корне различаются их взгляды и цели.
  Возникновение межличностного конфликта рассматривают обычно как симптом неблагоприятных отношений. Нужно отметить, что за последние годы резко изменилась ситуация развития детства. Напряженные социальная, экономическая, демографическая и экологическая ситуации обуславливают нарастание негативных тенденций в становлении личности подрастающего поколения. Среди них особую тревогу вызывают прогрессирующая отчужденность, повышенная тревожность, духовная дезориентированность детей, возрастание их жестокости, агрессивности, потенциальной конфликтности.
  Причины конфликтов в подростковом возрасте имеют как правило объективный характер, а значит, конфликты между подростками в процесса развития неизбежны.
  Наиболее остро эти тенденции проявляются в подростковом возрасте - остропротекающем периоде перехода ребенка из собственно детства во взрослую жизнь.
 
[Встроенная картинка не переводится]   Всем известно,  какую большую роль в жизни подростка играют друзья. Но ни в одном возрасте не возникает такого количества проблем, связанных со сверстниками. Одни проводят с ними почти все личное время, чем вызывают неодобрение родителей, другие сторонятся сверстников, не знают, как найти с ними общий язык, подвергается насмешкам. У третьих часто случаются конфликты, ссоры, которые подростки глубоко переживают. Для подростка важно не просто быть вместе со сверстниками, но и занимать среди них удовлетворяющее его положение: лидера, хорошего товарища, авторитета в каком-то деле. Часто именно невозможность добиться желаемого положения является причиной недисциплинированности поведения и агрессии подростков.
  Если у подростка конфликт с одноклассниками в школе, его часто задевают, унижают, ему не помогут утешения родителей «Не обращай внимания», «Старайся не общаться, сторонись». Но подросток не может не обращать внимания,  ему плохо от сложившейся ситуации. Если обвинять в ней своего ребенка («Что не можешь постоять за себя, сдачу сдай») то у него создастся ощущение, что и родители его не понимают, и ситуация только усугубится. Если же обвинить во всем сверстников, их невоспитанность и бесконтрольность, то ребенок отдалиться от них, замкнется на себе и своих переживаниях, то есть ситуация снова не будет разрешена. Важно в первую очередь его выслушать, не спешить с советами. Важно просто побыть рядом, послушать, дать ему понять, что родители его хотят понять и помочь («Я понимаю, это обидно», «Грустно, что с тобой произошла такая история», «Я бы тоже разозлилась»). А потом, когда эмоции поутихнут, попробовать все-таки разобраться, как можно исправить ситуацию. Желательно при этом дать возможность подростку самому подумать над разными вариантами, попробовать увидеть их последствия. Самое важное для подростка в этой ситуации  возможность поговорить с родителями, быть выслушанным ими.

   [Встроенная картинка не переводится]   По мнению психологов психоаналитического направления, явления подростковой конфликтности неизбежны, поскольку попытки личности интегрировать новые сексуальные импульсы приводят к внутренним переворотам, личностным нарушениям и снижению социальной адаптации. Для уменьшения негативных последствий столкновения сексуальных импульсов с социальными табу, подросток "использует" механизмы психологической защиты (подавление, вытеснение, проекция, идентификация, рационализация и сублимация), искажающие восприятие ситуации, что может выступать как один из факторов возникновения межличностных конфликтов.   Если вспомнить теперь о сложном сочетании разноуровневых и разнородных факторов, определяющих возникновение, динамику и разрешение межличностных конфликтов, то придется со всей неизбежностью не просто указать на возможность рассмотрения межличностных конфликтов с точки зрения разных теорий, но и признать необходимость такого подхода.
  Таким образом, во-первых, практически общепризнанной является мысль об объективной основе подростковой конфликтности, а во-вторых, межличностный конфликт может быть рассмотрен как ситуация интенсивного личностного развития, связанного с переструктурированием когнитивных образований, динамикой мотивов, ценностей и т.д.    
  И, наконец, поскольку конфликты в подростковой среде - явление неизбежное, предметом пристального внимания педагогов и родителей должно стать не только наличие конфликтов, но и их отсутствие. Видимо, есть основания утверждать, что отсутствие конфликтов так же опасно для позитивного личностного становления подростка, как и наличие деструктивных, хронических конфликтных внутригрупповых отношений.
Опыт работы психологов с конфликтными подростками и конфликтными группами подростков однозначно убеждает  в том, что из двух возможностей - конфликты или бесконфликтное существование - выбор должен быть сделан в пользу третьей - конструктивные конфликты.
                                                                                                                                         
 
                                                                                         1   2                                            
* Межличностный конфликт и подросток *
Rambler's Top100
Copyright © sinnet.2009
www.sinnet.ru