поиск по сайту
МЕЖЛИЧНОСТНЫЙ КОНФЛИКТ И ПОДРОСТОК
                                                __2__
[Встроенная картинка не переводится]          К конструктивным функциям межличностного                                                            конфликта в среде подростков можно отнести следующее:

* межличностный конфликт является важным источником личностного развития, а также внутригрупповых отношений;
* межличностный конфликт способен позитивно изменить и расширить сферу и способы межличностных взаимодействий;
* через открытую конфронтацию межличностный конфликт освобождает группу от негативных факторов ее развития;
* межличностный конфликт способствует развитию взаимопонимания между подростками, развивает их социальный интеллект.

  Более того, позитивный смысл конфликта состоит в раскрытии для подростка его собственных возможностей, в активизации личности как субъекта предупреждения, преодоления и разрешения межличностного конфликта. В связи с этим возникает проблема поиска форм и методов организации условий для максимальной реализации конструктивного потенциала межличностных конфликтов среди подростков. Такие конфликты среди подростков имеют свою выраженную специфику, определяемую одновременным воздействием конфликтогенных факторов различной природы и возрастными особенностями детей.
   Практика показывает, что наиболее распространенными способами преодоления межличностного конфликта подростков является нейтрализация агрессивных и враждебных проявлений, разведение конфликтующих сторон, изъятие конфликтогенных факторов. Все это - способы, снижающие активность самих подростков. Открываются большие возможности в развитии личности в условиях конструктивного преодоления межличностного конфликта, если деятельность психолога носит характер активных коррекционных воздействий.
  Однако, готовность подростка к конструктивному поведению в условиях межличностного конфликта формируется в особых условиях, создание которых является предметом профессиональной деятельности психологов, владеющих методами личностного развития подростков и знаниями развития подростковых групп.
Объектом исследования является коррекционная деятельность психолога. Предметом исследования является повышение эффективности коррекционной деятельности психолога в ситуации межличностного конфликта подростков.

Исследования показывают, что важнейшим условием становления подростков как субъектов преодоления деструктивной логики стихийно развивающегося конфликта является участие в конфликте посредника, реализующего функции управления конфликтом. Функция посредника заключается, таким образом, в том, чтобы, по меткому выражению В.А. Петровского, "предрешать непредрешенное"  иными словами находиться вне деструктивной логики стихийного конфликта, выводя за ее пределы конфликтующих подростков. Выступая, как причина преодоления стихийного развития конфликта, посредник реализует свою субъекную позицию и тем самым выступает, как причина актуализации и развития субъектности подростков, "порождения" их как субъектов.

    Активно обеспечивая конфликтующим сторонам насыщенную обратную связь, посредник создает условия для отражения своей субъектности другими участниками конфликта, актуализируя их собственную субъектность.

  Важнейшим условием реализации личностного развивающего потенциала конфликтных взаимодействий является субъектная позиция посредника. Чисто инструментально разрабатываемая концептуальная схема реализации личностно-развивающего потенциала подростковых конфликтов может быть очерчена следующими обстоятельствами:
   1. Как правило, каждый из участников межличностного конфликта в подростковом возрасте убежден в своей правоте.
   2. Большинство подростков убеждены в  невозможности быть понятыми взрослыми.
  3. Посредничество в подростковых конфликтах требует организации особого отношения с конфликтующими сторонами, которые могут быть охарактеризованы как отношения партнерства.
  4. Действия посредника должны сохранять за ним нейтральную позицию. Посредник не должен переходить на сторону ни одного из оппонентов, сохраняя за собой позицию включенности/вненаходимости (М.М. Бахтин), которая гарантирует обеим сторонам обязательность неприсоединения посредника ни к одной из сторон. Такая позиция выступает как условие становления субъект-субъектных отношений не только посредника с подростками, но и подростков между собой и в условиях конфликта, и в более широком контексте взаимодействия.
  5. Подростковые конфликты легко трансформируются и переносятся из среды объектных взаимодействий в межличностные взаимоотношения.

  Психологическое содержание такой работы заключается в том, чтобы обеспечить переход участников конфликта от конфронтации и борьбы за утверждение своих позиций к осознанию общности их интересов в решении возникшей ситуации и необходимости объединения усилий для поисков этого решения.
    Но и родители, строившие отношения с детьми и друг с другом на основе любви и понимания и творчески решавшие задачи, иной раз чувствуют себя обескураженными, столкнувшись с обострением вроде бы благополучно разрешенных конфликтов. На самом деле, все то, чего родители достигли раньше, все те качества личности, которые приобрел ребенок, никуда не исчезли. Не исчезла и любовь сына или дочери к родителям и потребность в родительском участии и поддержке, которая в этот период еще нужнее и важнее, чем прежде.
Если все таки межличностный конфликт привел подростка в состояние стресса, чтобы избежать негативных последствий родителям рекомендуется соблюдать следующую линию поведения:
- будьте доступны и всегда готовы найти время для общения с подростком;
- терпеливо и внимательно выслушать подростка: если он способен рассказывать о своих проблемах, значит, не все еще потеряно и он сможет с ними бороться;
- не следует предъявлять подростку много претензий и возлагать на него свои ожидания;
- предотвращайте самонаказание, не поощряйте его склонность к самообвинению;
- не позволяйте ему стать затворником, старайтесь находить ему занятия вне дома;
- обращайте внимание на положительные качества подростка, старайтесь их закрепить;
- стимулируйте занятия физическими упражнениями и поощряйте любое увлечение  спортом;
- если подросток избегает вас и других людей, если выхода из ситуации не находится, обратитесь за профессиональной психологической помощью.   
  Впоследствии это поможет ему справиться с более серьезными конфликтами, которые ожидают его в будущем. Возможность осознать, оценить свои личные качества, удовлетворить свойственное ему стремление к самосовершенствованию подросток получает в системе взаимодействия с "миром людей". И сам этот мир воспринимается им именно через посредство взрослых людей. Подросток ждет от них понимания, доверия.         Таким образом, наличие у подростка устойчивых личностных интересов делает его целеустремленным, а следовательно, внутренне более собранным и организованным. А это, в свою очередь, способствует формированию волевых качеств личности.

                                                                  МИР ИЗМЕНИТЬ НЕВОЗМОЖНО!
                         Если что-то в этом мире тебя не устраивает - МЕНЯЙСЯ САМ...
                                                       И все для тебя изменится!
 

                                                              [Встроенная картинка не переводится]                                                 
                                                                                        
                                                            
1   2                                          
* Межличностный конфликт и подросток *
Rambler's Top100
Copyright © sinnet.2009
www.sinnet.ru
Только сейчас прокат автомобилей с большими скидками.